Мини дисковые аппараты и все о них. Минидисковый плеер Sony MZ-N1 с поддержкой технологии NetMD

В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3. Давайте вспомним, как же появился на свет весьма перспективный в своё время MiniDisc и почему он не стал столь же популярным, как компакт-диск.

Разработка стандарта MiniDisc началась в 1986 году, когда мир уже начал захватывать первый массовый цифровой аудионоситель – компакт-диск. Формат CD был представлен в марте 1979 года, а первые серийные проигрыватели появились в продаже в апреле 1982 года. Компакт-диски были хорошо приняты любителями музыки, которые быстро оценили широкий частотный и динамический диапазон нового носителя. Особенно поражала абсолютная тишина в паузах – на фоне характерного потрескивания грампластинки, заменой которой и выступил CD.

Мини-диск задумывался как преемник компакт-кассеты, только более удобный в эксплуатации и хранящий записи в цифровом виде. Работа над MiniDisc началась в середине восьмидесятых – в «золотой век» аудиокассет, когда был достигнут «потолок» возможностей этого носителя и всем ведущим производителям стали очевидны его принципиальные ограничения.

Новый носитель должен был оставаться столь же компактным и защищённым от внешних воздействий, как и компакт-кассета, что позволило бы использовать его не только в домашних аудиосистемах, но и в автомобильных и портативных плеерах. По качеству звучания он должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель – с функциями стирания и монтажа.

В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная плёнка.

Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой – почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.

Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

Четвёртая версия ATRAC, увидевшая свет в 1996-м году, позволила ещё больше повысить качество звучания: вся внутренняя обработка данных производилась с 24-битной точностью при сохранении АЦП с разрядностью 20 бит. Версия ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ES и отличалась улучшенным качеством кодирования на высоких битрейтах. Разрядность АЦП выросла до 24 бит. Последний вариант классического ATRAC DSP Type-R появился в 1998 году и, помимо прочего, обеспечивал высококачественное кодирование высоких частот.

Однако в среде аудиофилов за мини-диском уже закрепилась скверная репутация, поэтому Sony была вынуждена вновь привлечь внимание к MiniDisc высококачественными деками топовой серии ES – MSD-JA30ES и JA50ES, получившими 20-битные аналогово-цифровые преобразователи и превосходно звучащие ЦАП. Вместе с тем появилась возможность выпуска и недорогих аппаратов с высоким качеством звучания. Наглядный пример – дека MDS-JE500, вышедшая в 1996 году и построенная на чипе CXD2650R с алгоритмом ATRAC 4. Эти аппараты уже легко конкурировали по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, а по сервисным функциям и опережали их.

Шестое поколение ATRAC, появившееся в 1999 году, получило собственное название ATRAC3 (без пробела). В этой реализации были добавлены форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP c битрейтом 132 Кбит/с и LP4 с битрейтом до 66 Кбит/с, позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука. Модификация ATRAC3 DSP Type-S объединила в себе кодек ATRAC3 с улучшенным качеством воспроизведения низкобитрейтных записей MDLP и топовый кодек ATRAC1 Type-R первого поколения.

В конце 2001 года в формате MiniDisc наконец-то появилась возможность копирования записей на мини-диск не только в реальном времени. Расширение NetMD позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows через фирменную программу SonicStage. При этом записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 – на скорости до 16х, а в режиме LP4 – до 32х или даже 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

Наконец, в январе 2004 года на рынок вышла последняя инкарнация MiniDisc – Hi-MD и кодек ATRAC3Plus. Одновременно были выпущены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки с минимальным битрейтом 48 Кбит/с, до 94 минут несжатой музыки с битрейтом 1411 Кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц в формате Linear PCM либо до 980 Мбайт компьютерных данных. В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD со встроенной поддержкой MP3, а в 2006-м впервые появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через SonicStage или OpenMG).

Кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. При этом плеер мог декодировать как сжатый формат, так и несжатый, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

Дисководы Hi-MD стали появляться в компьютерах, выпускаемых Sony. Такие диски отображались как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся средствами операционной системы, и лишь для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было пользоваться программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD наконец-то были устранены многие нелепые по нынешним меркам «копирайтные» ограничения классических MiniDisk – к примеру, промежуточное перекодирование в PCM передаваемых по NetMD файлов или невозможность перезаписи «по цифре» звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа ни через оптический выход, ни через USB (технология Serial Copy Management System).

Все эти ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM файлов, допуская лишь аналоговую перезапись с потерей качества. В последних же версиях SonicStage осталось единственное ограничение – невозможность редактировать треки на рекордере Hi-MD, записанные на диск с помощью этой программы. При записи через оптический или линейный вход таких ограничений нет.

Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век – век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

Поддержка формата MiniDisc в Европе и Северной Америке была свёрнута в 2008 году, как и доступ к фирменному музыкальному интернет-магазину Connect. Впрочем, особой популярностью мини-диски не пользовались ни в Старом Свете, ни в Новом. Мода на карманные MD-плееры прошла ещё в конце 90-х, а после этого мини-диски применялись разве что на радиостанциях и в музыкальных студиях, где требовалась быстрота доступа к разным фрагментам записи и простота редактирования. В России я в последний раз видел в магазинах чистые мини-диски не менее десяти лет назад – как раз примерно тогда же начался бум MP3 и пишущих CD-приводов.

Однако в самой Японии и в некоторых других азиатских странах мини-диск получил гораздо более широкое распространение. Он изначально оказался более доступной и удобной альтернативой CD, что для страны, проводящей немало времени в поездах, пришлось очень кстати. Японская молодёжь до сих пор с удовольствием скупает синглы модных исполнителей на мини-дисках и записывает на них целые «живые» концерты. Не собирается закрываться и японская версия интернет-магазина Connect. Неудивительно, что некоторые другие фирмы, включая Onkyo, пока не собираются отказываться от выпуска MD-плееров, хотя Sony прекратила производство портативных MD-Walkman ещё два года назад.

Нам же остаётся лишь попрощаться с ещё одним форматом, судьба которого оказалась очень непростой только потому, что его создатели попытались соединить несоединимое: цифровые технологии будущего с привычками крупных корпораций игнорировать окружающую реальность и навязывать свои архаичные правила игры.


Для массового пользователя эра сжатого звука началась в 1997 году, когда появился первый популярный программный проигрыватель MP3-файлов — WinAmp. В 1998 году свет увидел первый аппаратный MP3-проигрыватель на флеш-памяти (под названием MPMan), а в 1999 году на свет появился печально известный сервис обмена музыкой Napster, который быстро набрал популярность, но вскоре был задушен звукозаписывающей индустрией как стопроцентно пиратский. Борьба с пиратством с тех пор не затихала ни на миг, но это не помешало MP3 победить в войне форматов.

Для массового пользователя эра сжатого звука началась в 1997 году, когда появился первый популярный программный проигрыватель MP3-файлов - WinAmp. В 1998 году свет увидел первый аппаратный MP3-проигрыватель на флеш-памяти (под названием MPMan), а в 1999 году на свет появился печально известный сервис обмена музыкой Napster, который быстро набрал популярность, но вскоре был задушен звукозаписывающей индустрией как стопроцентно пиратский. Борьба с пиратством с тех пор не затихала ни на миг, но это не помешало MP3 победить в войне форматов.

Однако мало кто знает, что первым коммерческим применением сжатого звука для высококачественной записи и воспроизведения музыки стал формат MiniDisc, разработанный компанией Sony. В отличие от MP3, ни MiniDisc, ни лежащий в его основе алгоритм сжатия ATRAC не стали популярны. Почему же так произошло?

Экскурс в историю

После выхода на рынок аудио-CD (это произошло в 1982 году) довольно остро встал вопрос отсутствия цифрового перезаписываемого формата, который мог бы придти на смену аналоговым кассетам. Изначально Sony планировала использовать в этом качестве стандарт DAT (Digital Audio Tape), но по причинам экономического характера (в основном из-за сильного укрепления иены относительно доллара) стоимость DAT-деки начального уровня в 1989 году составляла порядка 800 долларов. Sony отлично понимала, что это равносильно рыночному самоубийству, в результате чего была начата разработка нового, более простого и дешёвого формата для домашних пользователей.


Sony MZ-1 - первый MD-рекордер на рынке

Первым коммерчески доступным устройством с поддержкой MiniDisc стал портативный рекордер MZ-1, вышедший на рынок в 1992 году. К этому времени Philips и Matsushita (Panasonic/Technics) уже активно продвигали свой собственный формат DCC (Digital Compact Cassette - цифровая компактная кассета), который имел очень важное преимущество перед минидиском - обратную совместимость со старыми аналоговыми кассетами (DCC-устройства могли воспроизводить как цифровые, так и аналоговые ленты). Впрочем, формат DCC пользовался ещё меньшим успехом, чем MiniDisc, и полностью исчез с рынка к 1996 году.

По сравнению с обычным музыкальным компакт-диском, MiniDisc имел существенно меньшие размеры. Точно так же и портативные MD-плееры были по размеру существенно меньше проигрывателей для компакт-дисков. Кроме того, большинство MD-устройств поддерживали не только воспроизведение, но и запись, что также было плюсом в глазах покупателей. Каким образом это было достигнуто?

Принцип работы носителей и устройств

В отличие от компакт-дисков, которые представляют собой чисто оптические носители информации, MiniDisc использует магнитооптический принцип. Сначала поверхность диска разогревается лазером до точки Кюри, после чего производится запись при помощи магнитной головки. Считывание производится чисто оптическим методом: благодаря эффекту Фарадея, оптическая система MD-проигрывателя может распознавать поляризацию света и таким образом отличать «нули» от «единиц».

«Классические» минидиски имели такую же плотность записи данных, как и компакт-диски, при гораздо меньшем размере. Однако при этом продолжительность аудио, которое можно было записать на MiniDisc, была такой же или даже чуть большей, чем у CD-Audio, - 74 или 80 минут. Это достигалось за счёт использования компрессии аудиоданных при помощи алгоритма ATRAC.

ATRAC (A daptive TR ansform A coustic C oding) стал одной из первых реализаций высококачественного сжатия звука, основанных на психоакустических особенностях человеческого слуха. Например, наше ухо устроено таким образом, что мы практически не различаем очень тихие звуки, следующие сразу за очень громкими, а значит, эти тихие звуки можно смело «выбрасывать». В результате, по утверждению Sony, звук, сжатый при помощи ATRAC с потоком данных 292 кбит/с, было невозможно отличить от оригинального несжатого PCM с потоком данных 1.4 Мбит/с.

На практике это было не вполне справедливо для первых версий ATRAC, в результате записи, сделанные на ранних рекордерах, по качеству звука сильно уступали оригиналам. Со временем Sony значительно улучшила качество алгоритма сжатия, причём при сохранении полной совместимости с устройствами предыдущих поколений.

В 2000 году Sony представила новый кодек ATRAC3, который позволил реализовать режимы LP2 (с потоком данных 132 кбит/с, что позволяло записать на один 80-минутный диск 160 минут аудио) и LP4 (с потоком данных 67 кбит/с, 320 минут аудио). При этом качество, разумеется, заметно уступало «обычному» ATRAC.

Одновременно с «музыкальными» минидисками Sony представила устройства MD Data, которые могли подключаться к компьютеру и использоваться в качестве магнитооптических дисководов. Увы, они не были совместимы с обычными минидисками и требовали специальных, более дорогих носителей, что и стало причиной провала данного стандарта (а также не пошло на пользу популярности обычного MiniDisc).

Но самой большой неприятностью стал механизм защиты от копирования, которым оснащались бытовые MD-устройства. В рамках этого механизма Sony использовала два бита в S/PDIF-потоке (и в оглавлении диска), чтобы помечать аудио как «защищённое» и «незащищённое», а также как «оригинал» и «копию». Пользователи могли делать цифровые копии записей, помеченных как «защищённый оригинал», но при этом рекордер помечал такую копию как «защищённую копию», что делало дальнейшее копирование невозможным.

Можно с уверенностью утверждать, что именно подобные драконовские меры наряду с отсутствием в широкой продаже предзаписанных минидисков стали причиной непопулярности формата. Немудрено, что Sony посмотрела на это и решила принять меры для исправления ситуации.

Попытки всё исправить: «сетевой минидиск» и «высокий минидиск»

После появления в 1998 году аппаратных MP3-плееров и взрывного роста их популярности Sony почесала голову и решила оснастить свои минидисковые проигрыватели возможностью взаимодействия с ПК. Для этого спешно был создан стандарт NetMD. Устройства этого стандарта могли подключаться к компьютеру и пользователи могли напрямую копировать на них аудиофайлы (только формата ATRAC3, другие форматы требовали перекодирования), причём всё это происходило значительно быстрее, чем в режиме реального времени.


Sony MZ-N1 - первый рекордер с поддержкой NetMD

Увы, Sony и тут осталась верна себе. Фирменное приложение для работы с NetMD (OpenMG Jukebox, позднее - SonicStage) могло копировать файлы с компьютера на рекордер, но не наоборот. Кроме того, оно позволяло записать музыкальный файл на аудиодиски не более трёх раз, после чего, если вы хотели записать его в четвёртый раз, вам надо было удалить его с одного из трёх ранее записанных дисков, причём исключительно при помощи SonicStage.

Разумеется, пользователи смотрели на этот бред, крутили пальцем у виска и переходили на MP3-плееры, свободные от подобных ограничений. В Sony почесали репу ещё раз и представили совершенно новый формат Hi-MD.


Sony MZ-RH700 - один из проигрывателей Hi-MD первого поколения

В Hi-MD используются новые диски ёмкостью около 1 ГБ, что позволяет записать на них порядка 80 минут несжатого аудио CD-качества. («Старые» диски тоже можно было переформатировать под Hi-MD, при этом их ёмкость составляла 310 МБ.) Кроме того, одновременно с Hi-MD был представлен новый кодек ATRAC3plus, который имел более высокое качество сжатия, чем «старый» ATRAC3, и поддерживал более широкий набор битрейтов (от 32 до 264 кбит/с). В отличие от NetMD, Hi-MD при подключении к компьютеру распознаётся как обычный USB-накопитель, что позволяет использовать устройства этого формата как флешку - для переноса любых файлов.

К сожалению, для записи музыки на устройства Hi-MD опять же был необходим SonicStage со всеми его дурацкими ограничениями. Если плееры Hi-MD первого поколения умели проигрывать только ATRAC различных вариаций и PCM, то устройства второго и третьего поколений обзавелись прямой поддержкой MP3, хотя необходимость использования SonicStage никуда не деласть. Копирование музыкальных файлов с рекордера на компьютер опять же было невозможно. Эта проблема была исправлена только в последней увидевшей свет модели - Sony MZ-RH1, которая позиционировалась не как музыкальный плеер, а как профессиональный аудиорекордер.

Всё пропало, шеф!

В результате всех этих перипетий в 2011 году Sony объявила, что снимает с производства портативные минидисковые плееры и рекордеры. Модель MZ-RH1 продавалась вплоть до исчерпания складских остатков. В 2013 году был снят с производства последний музыкальный центр Sony с поддержкой MD/MDLP, а в 2015 году компания прекратит производство чистых носителей.

Для своего времени MiniDisc был настоящим чудом: это был первый перезаписываемый цифровой носитель аудиоданных, доступный широкому кругу пользователей. Особое восхищение вызывают поздние MD-рекордеры и плееры, которые зачастую по размерам лишь ненамного больше самого диска. Однако быстро меняющийся технологический ландшафт не оставил ему никаких шансов на выживание. Использование сменных носителей объёмом 1 ГБ в то время, когда гигабайт флеш-памяти стоит копейки, попросту неоправдано, равно как и использование устаревшего алгоритма сжатия звука при наличии FLAC.

Немало гвоздей в крышку гроба формата забила и сама Sony, которая пошла на поводу у своего звукозаписывающего подразделения и последовательно реализовала в MiniDisc-рекордерах массу ограничений, связанных с защитой от копирования. В результате уже в начале 2000-х годов обычные записывамые CD были куда интереснее, чем минидиски, для большинства применений.

Если причиной успеха MP3 стала его открытость и общедоступность, то неудивительно, что максимально закрытый, достаточно дорогой и ни с чем совместимый MiniDisc не стал популярным. Возможно, если бы Sony в своё время открыла кодек ATRAC, то он стал бы самым популярным стандартом сжатия звука вместо MP3. Однако история не терпит сослагательного наклонения...

Существует несколько методов записи на перезаписываемые ("реверсивные") носители, но для мини-дисков выбран метод модуляции магнитного поля (MFM) как наиболее надежный и дающий возможность производить перезапись практически бесконечное количество (до 1 млн.) раз. Причем, при каждой новой записи старые данные автоматически стираются.

Суть этого метода состоит в том, что при разогреве ферромагнитных материалов выше определенной температуры, называемой точкой Кюри, кривая их магнитной восприимчивости резко стремится вверх и увеличивается во много тысяч раз. Если разогреть такой материал в некоторой точке до температуры, несколько превышающей точку Кюри, и воздействовать на материал магнитным полем слишком слабым, чтобы оставить след на холодных участках, то разогретая точка после ее охлаждения до температуры ниже точки Кюри сохранит намагниченность, т. е. ее магнитное состояние зафиксируется.

Записываемый магнитооптический мини-диск формируется на подложке из поликарбоната, на котором между двумя слоями диэлектрика располагается магнитооптический (рабочий) слой. Поверх этой конструкции наносятся отражающий алюминиевый слой, защитный слой и смазка из кремнийорганического соединения, по которой должна будет скользить магнитная головка. На рис. 3 изображено сечение диска.

Магнитооптический слой мини-диска представляет собой специальный сплав железа, тербия и кобальта (FeTbCo) с очень низкой коэрцитивностью. Это важно для того, чтобы, несмотря на то что магнитная головка не касается непосредственно рабочей среды, величина намагничивающего поля оказалась бы достаточной и не потребовалось бы его увеличения, которое неизбежно повлекло бы за собой большее выделение тепла и повышение потребляемой мощности.

Чтобы записать информацию на магнитооптический слой, необходимо воздействовать на него не только магнитным полем головки записи, но и одновременно разогреть соответствующую точку носителя до температуры Кюри. Делается это с помощью луча лазера.

Для применяемого в мини-дисках в качестве носителя записи сплава FeTbCo температура, соответствующая точке Кюри, примерно равна 185 C.

Таким образом, разные полярности намагниченности предварительно нагретых пятен в магнитооптическом слое соответствуют цифровым логическим уровням "1" и "0". Размер такого пятна с записью, а, следовательно, и плотность записи на магнитоэлектрические диски определяются размером сфокусированного светового пятна лазера и продолжительностью цикла реверсирования модулирующего магнитного поля головки записи. Для этого была разработана специальная головка, которая допускает быстрое перемагничивание (приблизительно в течение 100 нс). Очевидно, что поверхностные слои диска не препятствуют мгновенному прогреванию рабочего слоя. Запись выполняется наложением новых записей на прежние с автоматическим уничтожением последних.

Считывание информации с дисков

Как уже было сказано, существует два типа дисков и для каждого из них применяется своя система считывания. Незаписываемый диск подобен компакт-диску. Для его считывания используется тот же лазер, что и при записи, но на более низком энергетическом уровне. Отраженный лазерный луч изменяется по интенсивности в зависимости от информации, записанной в виде питов (углублений) на поверхности диска.

Записываемый диск использует другую систему считывания, поскольку данные записаны не системой питов, а сохранены в виде изменяющейся от точки к точке полярности намагниченности магнитного слоя. В этом случае считывание информации также выполняется лазером.

Лазерный луч падает на дисковую поверхность, проходит через магнитный слой и затем отражается от отражающего слоя. Однако, проходя через магнитный слой, плоскость поляризации лазерного луча изменяется в зависимости от того, с какой полярностью этот слой в данной точке намагничен. Поворот вектора поляризации пучка света под влиянием магнитной среды, через которую он проходит, называется эффектом Керра.

Итак, имеется два вида считывания мини-дисков:

считывание незаписываемого диска типа CD, при котором выходной сигнал ВЧ такой же, как в CD;

считывание записываемого диска типа MO: здесь поток ВЧ непрерывен, но с изменяющейся поляризацией.

Для считывания информации с дисков обоих типов используется один и тот же двухфункциональный лазер. Однако в оптическую головку системы добавляют (если сравнивать с CD) еще один элемент – поляризационный анализатор, так называемую призму Уолластона (Wollaston).

Поворот вектора поляризации, даже в самых благоприятных условиях, не превышает одного градуса, и приемники света не реагируют на поляризацию. Задача призмы Уолластона преобразовать угол поляризации в интенсивность света.

Правда о мини-дисках

Одно из впечатляющих изобретений XX века - мини-диск (МD). Высокотехнологичный носитель, который вмещает до 5 ч музыки, до 140 Мб данных; размером меньше 3,5-дюймовой дискеты, хорошо защищен от повреждений... Мини-диск не только во многом схож с обычным музыкальным компакт-диском (CD), но и превосходит его по ряду показателей .

С самого начала разработчики Sony (а именно ей принадлежит честь изобретения формата MD) ставили перед собой задачу создать "малокалиберный" носитель для музыкальных файлов, способный вытеснить признанного фаворита аудиорынка - компакт-кассету, обойти ее по самым важным параметрам - качеству звучания и размерам. Удалось! Результатом стал заключенный в плоский миниатюрный корпус, покрытый специальным слоем диск из пластика, на который с помощью лазера записывается (и затем считывается) музыка.
Преимущества новинки перед "заслуженным ветераном" - очевидны и несомненны. Представьте: легкий, прочный и компактный мини-диск выдерживает миллион(!) перезаписей. Кассета же не способна и на тысячную долю этого. Каждое ее проигрывание ухудшает свойства аудиозаписи на магнитной ленте...

В обход CD

Не следует забывать, что Sony сама способствовала развитию CD-формата, так что ее инженерам было особенно сложно разрабатывать носитель, способный конкурировать с прочно утвердившимися на рынке компакт-дисками.
Чем же мини-диск отличается от CD? Во-первых, удобством записи. К моменту выпуска первых MD возможность самостоятельно записать музыкальный компакт-диск была практически недоступна рядовому меломану - для этого существовала только компьютерная периферия, и стоили такие устройства немалых денег (кроме того, доступ к ним, как и к любому профессиональному оборудованию, был строго ограничен). А мини-диск можно записывать непосредственно в плейере, как переносном, так и стационарном. Компьютер для этой несложной процедуры не нужен.
Во-вторых, MD - "многоразовый" носитель. Можно выборочно стирать записанную на нем информацию (скажем, не понравившуюся песню, одну из целого альбома). Для "одноразового" компакт-диска (CD-R) это невозможно в принципе, а "перезаписываемый" (CD-RW) надо либо очищать полностью, либо использовать особую подготовку к записи - форматирование, съедающее шестую часть полезного объема и достаточно трудоемкое для неопытного пользователя. И опять же - все это только с помощью компьютера.
В-третьих, на мини-диск можно записывать как музыку, так и данные (правда, с помощью специального оборудования). Для аудиофайлов и компьютерных данных выпускаются разные компакт-диски (для записи музыки можно использовать универсальные CD-R, но только в компьютерных приводах; бытовые аудио-СО-рекордеры такие диски читать отказываются).
В-четвертых, по продолжительности звучания MD не только не уступает CD, но, благодаря недавнему усовершенствованию, даже превосходит его. В-пятых, мини-диск в 2,5 раза меньше, чем CD. И наконец, прочный корпус и сдвижная шторка MD надежно защищают его рабочий слой от случайных повреждений. Очень часто пишут о сравнении звучания CD (своеобразного эталона качества звука) и его копий на различных носителях. Это справедливо. Запись на компакт-кассетах чаще всего представляет собой копию именно с CD. Логично, что и владельцы MD-плейеров сохраняют на мини-диск любимые мелодии с CD.
Чтобы на меньший по размеру носитель записать столько же музыкальной информации, как и на CD, был разработан специальный алгоритм сжатия звука с учетом особенностей человеческого слуха. Он получил название ATRAC. Записанный на MD звук немного отличается от оригинала, но не настолько, чтобы почувствовать это "невооруженным ухом". Каждая перезапись с одного мини-диска на другой приводит к накоплению ошибок и искажений, которые в определенный момент становятся заметны и на слух. Но качество звучания первых MD-копий с компакт-диска практически неотличимо от оригинала.
Утверждается, что даже непрофессиональный меломан всегда отличит МD-запись от записи на компакт-диске. А как насчет того, что известные фирмы - Yamaha, Kenwood, Denon - уже давно выпускают стационарную, предназначенную для использования в составе домашнего аудиокомплекса мини-дисковую аппаратуру Hi-Fi-класса?
МD взяли на вооружение не только "хай-файные" фирмы, но и профессиональные музыканты работающие в области развлекательного бизнеса. Сегодня ни одна серьезная группа, выезжающая на гастроли, не обходится без МD-техники. На мини-диск записывается музыкальное сопровождение, эффекты и даже "фанера". Вовсю используются MD и на радиостанциях, обширная фонотека которых собрана преимущественно на мини-дисках. Они гораздо удобнее любого другого носителя: позволяют быстро найти нужный музыкальный фрагмент или композицию, не пачкаются, не царапаются, не ломаются, не портятся от времени и занимают очень мало места.

Мини-диски для бродяг

Но все же МD-техника класса Hi-Fi - не "товар широкого потребления". Спрос на нее сдерживает и далеко не низкая цена, и необходимость иметь домашний аудио комплекс.
Куда более популярными оказались портативные мини-дисковые проигрыватели. Они гораздо меньше кассетных плейеров и имеют много преимуществ по части управления - все больше моделей снабжается пультом, который просто пристегивается к лацкану или на воротник. На миниатюрный индикатор выводятся сведения о воспроизводимом треке, исполнителе, продолжительности музыкального фрагмента. (Кстати, мини-диск содержит подробную информацию такого характера. Это еще один удар по репутации старушки-кассеты. А если учесть еще и почти мгновенный доступ к любому фрагменту, ускоренное проигрывание, возможность цикличного воспроизведения музыкального произведения и даже всего диска целиком...)
Все портативные мини-дисковые плейеры делятся на две категории: просто плейеры - воспроизводящие устройства - и рекордеры, способные самостоятельно записывать мини-диски с внешнего источника. Среди них встречаются рекордеры как с аналоговым входом, на который можно подать звуковой сигнал даже с микрофона, так и с цифровым (его еще называют S/PDIF-вход). На последние реально практически без потерь переписывать музыку с CD-проигрывателя, оснащенного S/PDIF-выходом. Можно использовать для этого даже компьютер со звуковой картой, оснащенной таким "цифровым" разъемом.
Вполне естественно, что на рынке представлены и проигрыватели для мини-дисков со встроенным радиоприемником. Как правило, в них предусмотрена даже запись с приемника на мини-диск.

Вдвое... вчетверо!
Не так давно на свет появился младший брат МD - формат MDLP. Две дополнительные буквы в названии намекают на возможность замедленного воспроизведения - Long Play. В MDLP два режима - LP2 и LP4 (время звучания мини-диска увеличивается, соответственно, в два и в четыре раза). "Удвоенная" модификация стандартного мини-диска на 74 мин "удержит" более двух часов звучания, а "учетверенная" - около 5 ч; но ведь существуют диски и на 80 мин... На качестве звука это, конечно, отражается, но не настолько, чтобы говорить о заметных потерях. Просто в звучании появляется некоторая специфика, но и только.
Появление MDLP дало возможность вдвое сократить время перезаписи с одного MD на другой (до сих пор необходимо было ждать те самые 74 мин). Но это касается только стандартного режима записи, для замедленных LP2 и LP4 придется ждать два часа (или, соответственно, пять), пока не завершится процесс.

Алексей Адаменко