Значение знаний об организме для современного человека. Человек и его здоровье введение в науки о человеке значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз , щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз . Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: состав, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Основные понятия и ключевые термины: БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Здоровье. Болезнь.

Вспомните! Что изучает биология?

Знакомьтесь!

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, философ, физик и физиолог. Этому учёному принадлежат такие высказывания: «Cogito, ergo sum (Когито, эрго сум) - Я мыслю, следовательно, я существую», «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно». Подумайте над смыслом высказываний и предложите ответ на вопрос о том, какое значение имеют знания об организме человека в нашей жизни.

Как и для чего изучают организм человека?

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - наука, изучающая строение, жизнедеятельность и поведение человека с целью применения знаний в различных областях его деятельности. Для изучения организма человека используются знания многих наук. Это, в первую очередь, естественные (химия, физика, география), биологические (эмбриология, генетика), общественные (философия, история), медицинские (кардиология, неврология), технические (кибернетика, информатика) науки. Фундаментом для биологии человека служат древнейшие науки о нашем организме - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение организма человека, а физиология -его жизненные функции. Знания организма человека применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Таблица 1. ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Примеры применения биологических знаний

Сельское

хозяйство

Для выращивания растений, разведения животных, борьбы с вредителями, предотвращения отравлений пестицидами

ленность

Для получения пищевых продуктов, натуральных тканей, антибиотиков

Медицина

Для лечения и профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья человека, увеличения продолжительности жизни

Психология

Для познания особенностей поведения человека

Для создания устройств, аппаратов для хирургии, протезирования, кибернетики

Искусство

Для создания художественных картин, скульптур

Для развития физических возможностей организма человека

Организма человека изучают с помощью наблюдений и экспериментов. Выводы о состоянии организма делают на основании антро

пометрических (например, рост, масса), физиологических (например, артериальное давление) и биохимических (например, содержание гемоглобина в крови) исследований. Многие процессы в организме являются биоэлектрическими, что обусловило возникновение таких методов, как электроэнцефалография (исследование электрической активности мозга), электрокардиография (исследование активности сердца) и др. Для исследования строения организма человека используют микроскопию, ультразвуковое исследование, рентгенографию. Современными методами исследования организма человека являются метод ядерного магнитного резонанса, позитронно-эмиссионная томография, сканирующая электронная микроскопия и др.

Основы современной биологии человека были заложены такими выдающимися учёными, как Гиппократ, Авиценна, Парацельс, А. Везалий,

В. Гарвей, И. Павлов, К. Бернар и многие другие.

Значительный вклад в развитие биологии человека сделали украинские учёные А. Шумлянский,

И. Мечников, Н. Пирогов А. Богомолец, В. Филатов, В. Чаговец, Н. Амосов, П. Костюк и другие.

Итак, биологические знания о человеке применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Какова направленность современных биологических исследований организма человека?

Современная биология человека направляет свои исследования на решение многих проблем XXI века, среди которых важнейшими являются: перенаселение Земли в целом и сокращение численности населения в отдельных регионах, распространение инфекционных заболеваний (например, СПИДа, прионных инфекций), лечение заболеваний, определение возможностей использования генетически модифицированных организмов (ГМО) и др.

Основными направлениями современных биологических исследований организма человека являются: 1) исследование про

цессов жизнедеятельности с целью создания биотехнологий (например, для лечения бесплодия, получение тканей и органов для трансплантации); 2) изучение наследственности и изменчивости с целью разработки методов диагностики, лечения наследственных болезней человека; 3) изучение закономерностей старения для увеличения продолжительности жизни; 4) исследование механизмов деятельности мозга (например, для создания биокибернетических систем восприятия и сохранения информации); 5) изучение влияния на организм человека космоса (например, для создания новых материалов, защищающих от воздействия космических факторов); 6) исследование организма с целью конструирования новых технических систем (например, для создания роботов-андроидов, нанотранзисторов, следящих за здоровьем человека, систем искусственного интеллекта).

Итак, биологические исследования организма человека чрезвычайно разнообразны, но определяющей является направленность на изучение строения, физиологических функций и поведения с целью сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.


Какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья?

Как вы знаете, здоровье человека - это состояние физического, психического и социального благополучия, которое обусловливает высокую работоспособность и социальную активность человека.

Здоровье человека является предметом изучения науки валеологии (от греч. валео - здоровье, логос - учение) и области медицины - гигиены (от греч. гигиенос - целебный).

Валеологические исследования касаются здоровья, а санитарной гигиены - среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Познайте свой организм

Живите в согласии с природой

Будьте добрыми и милосердными

Укрепляйте уверенность, что вы здоровы

Желайте здоровья всем, кто вас окружает

Закаливайтесь

Правильно питайтесь

Давайте организму нагрузку

Ограничьте употребление «искусственных» лекарств

Найдите в себе веру

В случае несоблюдения рекомендаций по сохранению здоровья могут развиваться заболевания. Болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в результате чего снижаются его приспособительные возможности. Болезни классифицируют по различным критериям: по причинам возникновения - инфекционные (вирусные, бактериальные) и неинфекционные, по физиологическим функциям -болезни дыхания, кровообращения, пищеварения и др., по признакам пола и возраста - женские, детские болезни, болезни старости и др. Основными причинами болезней человека является гиподинамия,

стрессы, вредные привычки, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, состояние окружающей среды, влияние болезнетворных организмов и др.

Возникновение болезней вызывают самые разнообразные факторы, но подсчитано, что в 50 % случаев возникновение болезни связано с образом жизни самого человека. Поэтому каждый из вас должен знать свой организм и заботиться о своем здоровье, что является первейшей потребностью человека.

Итак, биологические знания об организме человека помогут каждому из вас понять свои возможности, вести здоровый образ жизни и достичь вершин в определённой области.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Сопоставьте науки, изучающие организм человека, и их определения. Если вы правильно ответите, то получите фамилию выдающегося учёного - одного из основоположников космической биологии.

1 Цитология

В Наука о зародышевом развитии человека

2 Гистология

Е Наука о процессах жизнедеятельности организма человека

3 Анатомия

И т Наука о строении и функциях тканей

4 Физиология

И 2 Наука о взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой

5 Эмбриология

Й Наука, изучающая мозг человека

6 Генетика

Ж Наука о строении организма, его органов и систем

7 Валеология

К Наука о здоровье человека

8 Экология

С Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

9 Нейробиология

Ч Наука о строении и функциях клеток

Биология + Физика

Закончив работу, он погасил лампу и вдруг замер от удивления. В полной темноте виднелось лёгкое зеленоватое свечение. На столе стояла баночка с флюоресцентным веществом, и от которого исходило это красивое сияние. Но сияние должно возникать под действием света! Оглянувшись, учёный увидел, что забыл выключить один прибор — электронную вакуумную трубку. Он выключил ток — свечение исчезло, включил — появилось. Итак, решил учёный, от прибора исходит какое-то неизвестное излучение». Подготовьте сообщение о методе исследования организма человека, использующего эти лучи.

Биология + Культура

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale). «Следует понять, что такое человек, жизнь, здоровье и как равновесие, согласованность стихий поддерживают здоровье, а их раздор его разрушает и губит», — писал он. Сравните выражение Л. да Винчи с определением здоровья и предложите свои суждения о значении знаний о человеке для сохранения его здоровья.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает биология человека? 2. В каких сферах жизни применяются биологические знания об организме человека? 3. Назовите науки, изучающие организм человека. 4. Назовите направления современных биологических исследований человека. 5. Каково значение знаний о человеке для сохранения его здоровья? 6. Что такое болезнь?

7. Как и для чего изучают организм человека? 8. Расскажите о направленности современных биологических исследований организма человека. 9. Назовите основные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья человека.

10. Докажите значение биологических знаний о человеке для сохранения здоровья.

Организм, а вместе с ним и каждая живая клетка, ткань и органы постоянно приспосабливаются к изменению условий существования.

Из учебника биологии

Обобщение темы «ВВЕДЕНИЕ»

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА -

это целостная открытая биологическая система, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации и которой свойственны обмен веществ, энергии и информации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.

Таблица 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Жизненные функции

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности. Скелетные и мышцы внутренних органов

Соединительные (костная, хрящевая, плотная волокнистая) и мышечные (поперечно-полосатая и гладкая)

Опора тела, защита, движение, кровообразование

Четырёхкамерное сердце. Артерии, вены, капилляры

Соединительные (плотная и рыхлая волокнистая), мышечные (поперечно-полосатая и гладкая), эндотелий

Транспорт веществ и тепла

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Эпителиальные (плоский и реснитчатый эпителий), соединительные (плотная волокнистая, хрящевая), гладкая мышечная

Газообмен, выделение СО 2 , терморегуляция, звукообразование

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная и слюнные железы

Эпителиальные (железистый, покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые, хрящевая), гладкая мышечная

Переваривание, всасывание переваренной пищи и удаление остатков

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Эпителиальные (покровный), гладкая мышечная, соединительные (рыхлая и плотная волокнистые)

Защитная, барьерная, терморегуляторная, выделительная, чувственная

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Эпителиальные (покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые), гладкая мышечная

Выделительная, защитная, гормональная, кроветворная

Внутренние и наружные половые органы

Покровный эпителий. Гладкая мышечная. Рыхлая и плотная волокнистые

Образование гамет и гормонов

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, половые железы

Железистый эпителий

Гуморальная регуляция функций организма

Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы

Нервная ткань

Связь со средой. Нервная регуляция функций

Органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания

Эпителий, нервная, соединительная ткани

Восприятие раздражений


Самоконтроль знаний

Тест-конструирование 1. ВВЕДЕНИЕ

I. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. В организме человека постоянно поддерживается температура +36,6 °С. Назовите совокупность процессов, обеспечивающих эту устойчивость:

Р самообновление С саморегуляция Т самовоспроизведение

2. К какому классу относится органическое соединение СаСО 3 , входящее в состав костей?

И соли К основы Й кислоты

3. Назовите физиологические системы, участвующие в регуляции работы желудка: Л эндокринная, иммунная, выделительная

М иммунная, половая, пищеварительная Н нервная, эндокринная, иммунная

4. Как называется функция расщепления питательных веществ?

А пищеварение Б питание В выделение

5. Какие органеллы клетки обеспечивают синтез белков в организме человека?

Л митохондрии Н рибосомы М лизосомы

6. Какая система осуществляет транспорт веществ в теле шимпанзе и человека?

С дыхательная Т кровеносная У выделительная

7. Укажите признак, по которому человек подобен бактериям, растениям, грибам и животным:

О активное движение П гетеротрофное питание Р клеточное строение

8. Укажите название веществ, участвующих в эндокринной регуляции:

М антибиотики Н ферменты О гормоны

9. Укажите науку, изучающую зародышевое развитие человека:

О цитология П эмбриология Р гистология

II. Сконструируйте правильный ответ.

10. Укажите правильные варианты ответов на задания 1-9 и получите название изображенного на рисунке ископаемого человека, жившего на территории Китая:

11. Сконструируйте правильную последовательность из букв, которыми ниже обозначены уровни организации организма человека и получите название выдающегося врача, основателя военно-полевой хирургии: п - атомарный; г - органный; о 1 - тканевый; о 2 - системный; в - организменный; и - молекулярный; р - клеточный.

12. Сопоставьте названия частей клетки с их функциями и получите латинское название органа, изображённого на рисунке.

Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.

Функции элементов строения: p - сохранение наследственной информации; a - расщепление сложных веществ на простые; r - транспорт веществ в клетке; h -клеточное дыхание; e - участие в делении клеток.

Это материал учебника

Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Организм человека уникален по своей природе. Нигде больше не существует столь универсальной и одновременно сложной системы, способной себя поддерживать. Множество клеток организма объединяются в ткани, ткани – в органы, органы в системы органов, которые и образуют единое целое: человека.

Строение и функции организма человека: клетки и ткани

Структурной единицей каждого органа является клетка. Огромное количество клеток, достигающих до 200 триллионов клеток различных размеров и формы, составляют тело человека.

Клетки человека имеют разную форму, содержание и размер в зависимости от выполняемой ею задачи. Однако состав каждой клетки имеет общие особенности, т.е. сходные клеточные элементы (например, митохондрии, которые несут энергетический запас клетки).

Схожие по своему назначению клетки объединены в пучки клеток, которые, в свою очередь, объединены в ткани. Ткани также содержат необходимое для жизнедеятельности количество жидкости и электролитов (межклеточное вещество).

Организм человека состоит из тканей 4-х типов: эпителиальной, мышечной, невральной (нервной) и соединительной ткани.

Эпителиальная ткань предназначена для покрытия наружных и внутренних покровов. Эпителий может быть плоским (поверхность кожи, ротовая полость), железистым (кишечник, слюнные железы) и мерцательным (дыхательные пути).

Соединительная ткань также подразделяется на несколько видов: плотная волокнистая (сухожилия, собственно кожа), рыхлая волокнистая (подкожная жировая клетчатка, сумка сердца), хрящевая(межпозвонковые диски, ушная раковина), костная, кровь и лимфа. Все типы соединительной ткани имеют разный состав в зависимости от выполняемой ими функции. Соединительная ткань соединяет какие-либо органы или системы органов.

Мышечная ткань подразделяется на гладкую и поперечнополосатую. Поперечнополосатая мускулатура представляет собой мышцы скелета и миокарда. Гладкомышечная ткань выстилает стенки внутренних органов. Мышечная кань предназначена для того, чтобы у организма человека была возможность совершать какие-либо движения.

Нервная ткань представляет собой совокупность нервных клеток (нейронов), благодаря которым происходит передача импульса в центр и анализ раздражения. Нервная ткань является посредников и управителем всех остальных видов тканей.

Строение и функции организма человека: органы

Ткани объединяются в органы. Каждый орган имеет свою определенную структуру, форму, размер, назначение. Органы бывают полые (т.е. имеющие полость) и паренхиматозные (плотные, не имеющие полости). Каждый орган может состоять из нескольких видов тканей. Органы бывают внешними и внутренними. Отдельные органы в силу своего назначения объединяются в системы.

Строение и функции организма человека: аппараты и системы органов

Определенные органы могут работать, не объединяясь с другими. Например, кожа покрывает все тело человека, выполняет несколько функций. Прежде всего, это защита от воздействий окружающего мира, выделительная функция (посредством пота, кожного дыхания), обменная (участие в обмене веществ) и т.д. Однако далеко не все органы способны действовать в одиночку. Потому отдельные органы объединены в системы органов.

Многие понимают под словами «аппарат» и «система» одно и тоже значение. Однако это не совсем так. Например, опорно-двигательный аппарат состоит из костей и мышц, а дыхательный аппарат состоит из бронхов легких и верхних дых. путей. А вот кости и мышцы можно рассматривать как костную систему и мышечную систему. Т.е. говоря о системе, мы понимаем, что она состоит преимущественно из одного вида ткани. Например, нервная система состоит преимущественно из одной ткани – нервной.

Аппараты и системы организма тесно взаимодействуют между собой и взаимозависимы. Т.е. без нормального функционирования одной системы невозможна нормальная работа другой системы. Основные аппараты и системы выполняют различные задачи: пищеварительная система отвечает за правильное переваривание поступившей пищи и извлечение из нее самых нужных питательных веществ, а также избавление от токсичных веществ и отработанного материала; кровеносная система отвечает за транспортировку питательных веществ, кислорода в организме, доставке крови во все уголки организма; дыхательная система работает так, чтобы в организм поступало достаточное количество кислорода, азота и вовремя выводился углекислый газ; опорно-двигательная система отвечает за движение, передвижение, удержание равновесия, возможность опоры; эндокринная система обогащает организм биологически-активными веществами (гормонами), необходимыми в регуляции обмена веществ в организме; так можно кратко перечислить все основные системы и аппараты организма.

Кровеносная система, состоящая из сосудов крупного и мелкого калибра (венозного и артериального русла) и сердца выполняет жизненно важную функцию. Сердце как мощный насос, постоянно прогоняет кровь по всему организму по двум основным кругам кровообращения. Одной задачей сердечнососудистой системы является снабжение органов и тканей артериальной кровью, обогащенной кислородом. Другой же задачей можно назвать уносить из периферии венозную кровь, богатую углекислым газом.

Кровь постоянно циркулирует по сосудам под давлением, снабжая клетки организма питательными веществами и избавляя их от продуктов обмена веществ.

Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная система состоит из головного и спинного мозга, защищенных костями черепа и позвоночника. Периферическая система представляет собой крупные и мелкие нервные стволы и нервы, распределенные по всему организму. Нервная система посредством импульсов, подобным электрическим, контролирует деятельность всего организма, в том числе обмен веществ, уровень артериального давления и других жизненно важных процессов. Кроме того, в зависимости от нервной системы находится и эмоционально-волевая сфера.

Пищеварительная система обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, поступающими извне в виде еды. Пища обрабатывается в желудочно-кишечном тракте до консистенции, в которой организм может усвоить питательные вещества. Питательные вещества впитываются через кишечную стенку в кровеносное русло. Кроме того, в кишечники имеются иммунные клетки, поэтому кишечник имеет значение в формировании сильного иммунитета.

Опорно-двигательная система состоит из мышечной ткани, костей и суставов. Мышечная ткань представлена белыми и красными волокнами. Белые волокна обеспечивают выносливость к нагрузкам, а красные волокна при регулярной физической нагрузке создают необходимый объем. Костная система состоит из множества крупных и мелких костей, как трубчатых, так и плоских. Кости осуществляют как опорную, так и функцию защиты для различных органов. Суставы также являются как подвижными, малоподвижными, так и многоосными. Благодаря суставам человек имеет возможность двигаться, перемещать свое тело в пространстве, а также двигать различными частями тела.

Половая система отвечает за важную функцию – воспроизведение себе подобных, а также определяет уровень сексуальной активности индивида.

ндокринная система – самая загадочная и непонятная из всех существующих систем организма. Она представляет собой набор определенных органов, вырабатывающих особые вещества (гормоны), способных влиять на организм в целом.

У человека есть пять основных органов чувств, посредством которых он полноценно воспринимает окружающий мир. Это глаза (зрение), уши (слух), обоняние (нос), вкус (язык) и осязание (кожа).

Мочевыделительная система является основной в плане выведения вредных веществ из жидких сред организма. Благодаря клубочковой системе в почках происходит фильтрация как первичной урины, так и окончательной. В итоге формируется моча, содержащая все отходы и токсины, необходимые для вывода из организма.

Лимфатическая система представляет собой сосудистую систему, выводящую различные инфекции и токсины из организма. Является представителем иммунной системы.

Иммунная система представлена рядом клеток в крови, костном мозге, лимфатическими сосудами. Иммунная система является защитой организма от различных инфекций. При нормальном статусе иммунной системы организм способен самостоятельно справляться с большинством опасных инфекций.

Гурная Татьяна Владимировна

учитель биологии МОАУ «СОШ №11 г. Орска»

Предмет Биология

Класс 8

УМК Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: - 3-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 272 с.: ил.

Уровень обучения базовый

Тема урока: Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Место урока в системе уроков по теме 1

Цель урока

Создание условий для формирования научного мировоззрения у учащихся о науках, занимающихся изучением организма человека и значении знаний анатомии и физиологии человека для сохранения здоровья.

Задачи урока

    организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению истории развития наук о строении и функциях организма человека;

    воспитание в учащихся уверенности в своих силах посредствам повышения интереса к предмету;

    формирование умения работать с текстом, самостоятельно добывать информацию, выделять главное;

    развивать навыки работы в группах.

Планируемые результаты

    освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области анатомии и физиологии, о факторах здоровья и риска; работать с дополнительной информацией; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Техническое обеспечение урока

Телевизор Samsung CS 21z45zQQ

Ноутбук ASUS

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

Карточки для проведения работы в группах. (Приложение 1)

Дополнительные источники информации. (Приложение 2)

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Содержание урока

Оргмомент.

Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Психологический настрой на работу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята, послушайте высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, - отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Как вы понимаете эти строки? О чем говорится в высказывании?

(Слайд № 1)

Ответы обучающихся.

Я предлагаю вам внимательно прослушать информацию об ученых и ответить на вопрос- Что объединяет этих людей?

(Слайд № 2, 3, 4, 5, 6)

Гиппократ. (Др. Греция)

Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,

клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача

Клавдий Гален (рим,анатом - физиолог)

Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.

Абу Наср аль-Фараби

Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о сердце.

Абу Али ибн Сина (Авицена)

Труд «Введение в анатомию и физиологию».

Леонардо да Винчи

Знал строение человеческого тела. Труд «Трактат о живописи» -закономерности пропорций тела человека.

Уильям Гарвей (анг.врач)

Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по сосудам. Открыл законы кровообращения.

Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач

Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой хирургии.

И.М.Сеченов

Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс. Труд «Рефлексы головного мозга».

И.И.Мечников

Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.

Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») – «отец геронтологии».

10.

И.П.Павлов

Физиолог Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии

кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов. Учение о ВНД, две СС.

Ответы обучающихся. (Вывод. Все эти люди занимались изучением человеческого организма и внесли огромный вклад в развитие наук о человеке.)

Ребята в 8 классе мы продолжим изучение курса биологии. Человек - часть живой природы. Чтобы сохранить здоровье, каждому человеку необходимы знания о том, как устроен и как работает его организм. Сегодня мы с вами познакомимся с науками, изучающими организм человека.

Учитель озвучивает тему урока.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Этап ознакомления с новым материалом

Знакомство с учебником. Работа в группах. Класс делится на три группы. Обучающиеся получают карточки с заданием.

1 группа

Используя материал учебника (§1.стр.6-7) и дополнительные источники информации, заполните таблицу

Анатомия – наука о………………………………………………………..

Методы исследования применяемые в анатомии

Сущность метода

2 группа

Используя материал учебника (§1.стр.7-8) и дополнительные источники информации, заполните таблицу

Физиология– наука о………………………………………………………..

Методы исследования применяемые в физиологии

Сущность метода

3 группа

Используя материал учебника (§1.стр.8-9) и дополнительные источники информации, заполните таблицу

Гигиена – раздел………………………………………………………..

Гигиенические методы исследования

Сущность метода

Групповая работа по изучению нового материала.

Обучающиеся распределяют информационные ресурсы между собой, обсуждают информацию, выделяют главное, совместно заполняют таблицу.

Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных обучащихся.

Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

Объединение информации в общую таблицу. Заполнение таблицы в рабочей тетради.

(Слайд №7, №8)

Этап первичного осмысления и закрепления связей и отношений в объектах изучения

Работа с терминами

    Наука о строении человека и его органов……..

    Наука о жизненных функциях организма и его органов…….

    Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья…….

Этап. Постановка задания на дом.

Изучить текст из учебника§1. стр.6-10 ; ответить на вопросы 1-4 стр.9 (устно).

Этап подведения итогов урока.

Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Рефлексия «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.