Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз , щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз . Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: состав, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Размножение и развитие
Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Основные понятия и ключевые термины: БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Здоровье. Болезнь.
Вспомните! Что изучает биология?
Знакомьтесь!
Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, философ, физик и физиолог. Этому учёному принадлежат такие высказывания: «Cogito, ergo sum (Когито, эрго сум) - Я мыслю, следовательно, я существую», «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно». Подумайте над смыслом высказываний и предложите ответ на вопрос о том, какое значение имеют знания об организме человека в нашей жизни.
Как и для чего изучают организм человека?
БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - наука, изучающая строение, жизнедеятельность и поведение человека с целью применения знаний в различных областях его деятельности. Для изучения организма человека используются знания многих наук. Это, в первую очередь, естественные (химия, физика, география), биологические (эмбриология, генетика), общественные (философия, история), медицинские (кардиология, неврология), технические (кибернетика, информатика) науки. Фундаментом для биологии человека служат древнейшие науки о нашем организме - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение организма человека, а физиология -его жизненные функции. Знания организма человека применяются в самых различных областях человеческой деятельности.
Таблица 1. ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Примеры применения биологических знаний |
|
Сельское хозяйство |
Для выращивания растений, разведения животных, борьбы с вредителями, предотвращения отравлений пестицидами |
ленность |
Для получения пищевых продуктов, натуральных тканей, антибиотиков |
Медицина |
Для лечения и профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья человека, увеличения продолжительности жизни |
Психология |
Для познания особенностей поведения человека |
Для создания устройств, аппаратов для хирургии, протезирования, кибернетики |
|
Искусство |
Для создания художественных картин, скульптур |
Для развития физических возможностей организма человека |
Организма человека изучают с помощью наблюдений и экспериментов. Выводы о состоянии организма делают на основании антро
пометрических (например, рост, масса), физиологических (например, артериальное давление) и биохимических (например, содержание гемоглобина в крови) исследований. Многие процессы в организме являются биоэлектрическими, что обусловило возникновение таких методов, как электроэнцефалография (исследование электрической активности мозга), электрокардиография (исследование активности сердца) и др. Для исследования строения организма человека используют микроскопию, ультразвуковое исследование, рентгенографию. Современными методами исследования организма человека являются метод ядерного магнитного резонанса, позитронно-эмиссионная томография, сканирующая электронная микроскопия и др.
Основы современной биологии человека были заложены такими выдающимися учёными, как Гиппократ, Авиценна, Парацельс, А. Везалий,
В. Гарвей, И. Павлов, К. Бернар и многие другие.
Значительный вклад в развитие биологии человека сделали украинские учёные А. Шумлянский,
И. Мечников, Н. Пирогов А. Богомолец, В. Филатов, В. Чаговец, Н. Амосов, П. Костюк и другие.
Итак, биологические знания о человеке применяются в самых различных областях человеческой деятельности.
Какова направленность современных биологических исследований организма человека?
Современная биология человека направляет свои исследования на решение многих проблем XXI века, среди которых важнейшими являются: перенаселение Земли в целом и сокращение численности населения в отдельных регионах, распространение инфекционных заболеваний (например, СПИДа, прионных инфекций), лечение заболеваний, определение возможностей использования генетически модифицированных организмов (ГМО) и др.
Основными направлениями современных биологических исследований организма человека являются: 1) исследование про
цессов жизнедеятельности с целью создания биотехнологий (например, для лечения бесплодия, получение тканей и органов для трансплантации); 2) изучение наследственности и изменчивости с целью разработки методов диагностики, лечения наследственных болезней человека; 3) изучение закономерностей старения для увеличения продолжительности жизни; 4) исследование механизмов деятельности мозга (например, для создания биокибернетических систем восприятия и сохранения информации); 5) изучение влияния на организм человека космоса (например, для создания новых материалов, защищающих от воздействия космических факторов); 6) исследование организма с целью конструирования новых технических систем (например, для создания роботов-андроидов, нанотранзисторов, следящих за здоровьем человека, систем искусственного интеллекта).
Итак, биологические исследования организма человека чрезвычайно разнообразны, но определяющей является направленность на изучение строения, физиологических функций и поведения с целью сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья?
Как вы знаете, здоровье человека - это состояние физического, психического и социального благополучия, которое обусловливает высокую работоспособность и социальную активность человека.
Здоровье человека является предметом изучения науки валеологии (от греч. валео - здоровье, логос - учение) и области медицины - гигиены (от греч. гигиенос - целебный).
Валеологические исследования касаются здоровья, а санитарной гигиены - среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
Познайте свой организм |
Живите в согласии с природой |
Будьте добрыми и милосердными |
Укрепляйте уверенность, что вы здоровы |
Желайте здоровья всем, кто вас окружает |
Закаливайтесь |
Правильно питайтесь |
Давайте организму нагрузку |
Ограничьте употребление «искусственных» лекарств |
Найдите в себе веру |
В случае несоблюдения рекомендаций по сохранению здоровья могут развиваться заболевания. Болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в результате чего снижаются его приспособительные возможности. Болезни классифицируют по различным критериям: по причинам возникновения - инфекционные (вирусные, бактериальные) и неинфекционные, по физиологическим функциям -болезни дыхания, кровообращения, пищеварения и др., по признакам пола и возраста - женские, детские болезни, болезни старости и др. Основными причинами болезней человека является гиподинамия,
стрессы, вредные привычки, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, состояние окружающей среды, влияние болезнетворных организмов и др.
Возникновение болезней вызывают самые разнообразные факторы, но подсчитано, что в 50 % случаев возникновение болезни связано с образом жизни самого человека. Поэтому каждый из вас должен знать свой организм и заботиться о своем здоровье, что является первейшей потребностью человека.
Итак, биологические знания об организме человека помогут каждому из вас понять свои возможности, вести здоровый образ жизни и достичь вершин в определённой области.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учимся познавать
Сопоставьте науки, изучающие организм человека, и их определения. Если вы правильно ответите, то получите фамилию выдающегося учёного - одного из основоположников космической биологии.
1 Цитология |
В Наука о зародышевом развитии человека |
2 Гистология |
Е Наука о процессах жизнедеятельности организма человека |
3 Анатомия |
И т Наука о строении и функциях тканей |
4 Физиология |
И 2 Наука о взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой |
5 Эмбриология |
Й Наука, изучающая мозг человека |
6 Генетика |
Ж Наука о строении организма, его органов и систем |
7 Валеология |
К Наука о здоровье человека |
8 Экология |
С Наука о закономерностях наследственности и изменчивости |
9 Нейробиология |
Ч Наука о строении и функциях клеток |
Биология + Физика
Закончив работу, он погасил лампу и вдруг замер от удивления. В полной темноте виднелось лёгкое зеленоватое свечение. На столе стояла баночка с флюоресцентным веществом, и от которого исходило это красивое сияние. Но сияние должно возникать под действием света! Оглянувшись, учёный увидел, что забыл выключить один прибор — электронную вакуумную трубку. Он выключил ток — свечение исчезло, включил — появилось. Итак, решил учёный, от прибора исходит какое-то неизвестное излучение». Подготовьте сообщение о методе исследования организма человека, использующего эти лучи.
Биология + Культура
Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale). «Следует понять, что такое человек, жизнь, здоровье и как равновесие, согласованность стихий поддерживают здоровье, а их раздор его разрушает и губит», — писал он. Сравните выражение Л. да Винчи с определением здоровья и предложите свои суждения о значении знаний о человеке для сохранения его здоровья.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы для самоконтроля |
|
1. Что изучает биология человека? 2. В каких сферах жизни применяются биологические знания об организме человека? 3. Назовите науки, изучающие организм человека. 4. Назовите направления современных биологических исследований человека. 5. Каково значение знаний о человеке для сохранения его здоровья? 6. Что такое болезнь? |
|
7. Как и для чего изучают организм человека? 8. Расскажите о направленности современных биологических исследований организма человека. 9. Назовите основные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья человека. |
|
10. Докажите значение биологических знаний о человеке для сохранения здоровья. |
Организм, а вместе с ним и каждая живая клетка, ткань и органы постоянно приспосабливаются к изменению условий существования.
Из учебника биологии
Обобщение темы «ВВЕДЕНИЕ»
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА -
это целостная открытая биологическая система, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации и которой свойственны обмен веществ, энергии и информации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.
Таблица 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Жизненные функции |
|||
Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности. Скелетные и мышцы внутренних органов |
Соединительные (костная, хрящевая, плотная волокнистая) и мышечные (поперечно-полосатая и гладкая) |
Опора тела, защита, движение, кровообразование |
|
Четырёхкамерное сердце. Артерии, вены, капилляры |
Соединительные (плотная и рыхлая волокнистая), мышечные (поперечно-полосатая и гладкая), эндотелий |
Транспорт веществ и тепла |
|
Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие |
Эпителиальные (плоский и реснитчатый эпителий), соединительные (плотная волокнистая, хрящевая), гладкая мышечная |
Газообмен, выделение СО 2 , терморегуляция, звукообразование |
|
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная и слюнные железы |
Эпителиальные (железистый, покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые, хрящевая), гладкая мышечная |
Переваривание, всасывание переваренной пищи и удаление остатков |
|
Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка |
Эпителиальные (покровный), гладкая мышечная, соединительные (рыхлая и плотная волокнистые) |
Защитная, барьерная, терморегуляторная, выделительная, чувственная |
|
Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал |
Эпителиальные (покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые), гладкая мышечная |
Выделительная, защитная, гормональная, кроветворная |
|
Внутренние и наружные половые органы |
Покровный эпителий. Гладкая мышечная. Рыхлая и плотная волокнистые |
Образование гамет и гормонов |
|
Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, половые железы |
Железистый эпителий |
Гуморальная регуляция функций организма |
|
Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы |
Нервная ткань |
Связь со средой. Нервная регуляция функций |
|
Органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания |
Эпителий, нервная, соединительная ткани |
Восприятие раздражений |
Самоконтроль знаний
Тест-конструирование 1. ВВЕДЕНИЕ
I. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. В организме человека постоянно поддерживается температура +36,6 °С. Назовите совокупность процессов, обеспечивающих эту устойчивость:
Р самообновление С саморегуляция Т самовоспроизведение
2. К какому классу относится органическое соединение СаСО 3 , входящее в состав костей?
И соли К основы Й кислоты
3. Назовите физиологические системы, участвующие в регуляции работы желудка: Л эндокринная, иммунная, выделительная
М иммунная, половая, пищеварительная Н нервная, эндокринная, иммунная
4. Как называется функция расщепления питательных веществ?
А пищеварение Б питание В выделение
5. Какие органеллы клетки обеспечивают синтез белков в организме человека?
Л митохондрии Н рибосомы М лизосомы
6. Какая система осуществляет транспорт веществ в теле шимпанзе и человека?
С дыхательная Т кровеносная У выделительная
7. Укажите признак, по которому человек подобен бактериям, растениям, грибам и животным:
О активное движение П гетеротрофное питание Р клеточное строение
8. Укажите название веществ, участвующих в эндокринной регуляции:
М антибиотики Н ферменты О гормоны
9. Укажите науку, изучающую зародышевое развитие человека:
О цитология П эмбриология Р гистология
II. Сконструируйте правильный ответ.
10. Укажите правильные варианты ответов на задания 1-9 и получите название изображенного на рисунке ископаемого человека, жившего на территории Китая:
11. Сконструируйте правильную последовательность из букв, которыми ниже обозначены уровни организации организма человека и получите название выдающегося врача, основателя военно-полевой хирургии: п - атомарный; г - органный; о 1 - тканевый; о 2 - системный; в - организменный; и - молекулярный; р - клеточный.
12. Сопоставьте названия частей клетки с их функциями и получите латинское название органа, изображённого на рисунке.
Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.
Функции элементов строения: p - сохранение наследственной информации; a - расщепление сложных веществ на простые; r - транспорт веществ в клетке; h -клеточное дыхание; e - участие в делении клеток.
Это материал учебника
Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.
Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.
Наука | Что изучает |
Ботаника | Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ) |
Зоология | Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару) |
Биохимия, биофизика | Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Гидропалеонтология | Наука об организмах, населяющих водную среду |
Палеонтология | Наука об ископаемых организмах |
Вирусология | Наука о вирусах |
Экология | Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды |
Физиология растений | Изучает функции (жизнедеятельность) растений |
Физиология животных | Изучает функции (жизнедеятельность) животных |
Генетика | Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов |
Эмбриология (биология развития) | Закономерности индивидуального развития организмов |
Дарвинизм (эволюционное учение) | Закономерности исторического развития организмов |
Биохимия | Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов |
Биофизика | Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах |
Биометрия | На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей |
Теоретическая и математическая биология | Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности. |
Молекулярная биология | Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул |
Цитология, гистология | Изучает клетки и ткани живых организмов |
Популяционно-водовая биология | Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов |
Биоценология | Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом |
Общая биология | Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие. |
и многие другие. |
Становление наук о человеке
Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.
Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.
Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.
В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.
Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.
Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.
У истоков медицины
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.
Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.
Период | Мыслители/учёные | Вклад в науку |
VI–V века | Гераклид (греческий мыслитель) |
|
384–322 гг до н.э. | Аристотель (греческий мыслитель) |
|
460–377 гг до н.э. | Гиппократ (медик античности) |
|
130–200 гг н.э. | Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа) |
|
1452–1519 гг | Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) | Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека. |
1483–1520 гг | Рафаэль Санти (великий итальянский художник) | Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе. |
1587–1657 гг | Уильям Гарвей (английский учёный) |
|
Первая половина XVII | Рене Декарт (французский философ) | Открытие рефлекса. |
1829–1905, 1849–1936 гг | И. М. Сеченов, И. П. Павлов | Работы с рефлексом |
Начало XIX до наших дней | Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) | Работы с рефлексом |
Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.
В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.
Организм человека уникален по своей природе. Нигде больше не существует столь универсальной и одновременно сложной системы, способной себя поддерживать. Множество клеток организма объединяются в ткани, ткани – в органы, органы в системы органов, которые и образуют единое целое: человека.
Строение и функции организма человека: клетки и ткани
Структурной единицей каждого органа является клетка. Огромное количество клеток, достигающих до 200 триллионов клеток различных размеров и формы, составляют тело человека.
Клетки человека имеют разную форму, содержание и размер в зависимости от выполняемой ею задачи. Однако состав каждой клетки имеет общие особенности, т.е. сходные клеточные элементы (например, митохондрии, которые несут энергетический запас клетки).
Схожие по своему назначению клетки объединены в пучки клеток, которые, в свою очередь, объединены в ткани. Ткани также содержат необходимое для жизнедеятельности количество жидкости и электролитов (межклеточное вещество).
Организм человека состоит из тканей 4-х типов: эпителиальной, мышечной, невральной (нервной) и соединительной ткани.
Эпителиальная ткань предназначена для покрытия наружных и внутренних покровов. Эпителий может быть плоским (поверхность кожи, ротовая полость), железистым (кишечник, слюнные железы) и мерцательным (дыхательные пути).
Соединительная ткань также подразделяется на несколько видов: плотная волокнистая (сухожилия, собственно кожа), рыхлая волокнистая (подкожная жировая клетчатка, сумка сердца), хрящевая(межпозвонковые диски, ушная раковина), костная, кровь и лимфа. Все типы соединительной ткани имеют разный состав в зависимости от выполняемой ими функции. Соединительная ткань соединяет какие-либо органы или системы органов.
Мышечная ткань подразделяется на гладкую и поперечнополосатую. Поперечнополосатая мускулатура представляет собой мышцы скелета и миокарда. Гладкомышечная ткань выстилает стенки внутренних органов. Мышечная кань предназначена для того, чтобы у организма человека была возможность совершать какие-либо движения.
Нервная ткань представляет собой совокупность нервных клеток (нейронов), благодаря которым происходит передача импульса в центр и анализ раздражения. Нервная ткань является посредников и управителем всех остальных видов тканей.
Строение и функции организма человека: органы
Ткани объединяются в органы. Каждый орган имеет свою определенную структуру, форму, размер, назначение. Органы бывают полые (т.е. имеющие полость) и паренхиматозные (плотные, не имеющие полости). Каждый орган может состоять из нескольких видов тканей. Органы бывают внешними и внутренними. Отдельные органы в силу своего назначения объединяются в системы.
Строение и функции организма человека: аппараты и системы органов
Определенные органы могут работать, не объединяясь с другими. Например, кожа покрывает все тело человека, выполняет несколько функций. Прежде всего, это защита от воздействий окружающего мира, выделительная функция (посредством пота, кожного дыхания), обменная (участие в обмене веществ) и т.д. Однако далеко не все органы способны действовать в одиночку. Потому отдельные органы объединены в системы органов.
Многие понимают под словами «аппарат» и «система» одно и тоже значение. Однако это не совсем так. Например, опорно-двигательный аппарат состоит из костей и мышц, а дыхательный аппарат состоит из бронхов легких и верхних дых. путей. А вот кости и мышцы можно рассматривать как костную систему и мышечную систему. Т.е. говоря о системе, мы понимаем, что она состоит преимущественно из одного вида ткани. Например, нервная система состоит преимущественно из одной ткани – нервной.
Аппараты и системы организма тесно взаимодействуют между собой и взаимозависимы. Т.е. без нормального функционирования одной системы невозможна нормальная работа другой системы. Основные аппараты и системы выполняют различные задачи: пищеварительная система отвечает за правильное переваривание поступившей пищи и извлечение из нее самых нужных питательных веществ, а также избавление от токсичных веществ и отработанного материала; кровеносная система отвечает за транспортировку питательных веществ, кислорода в организме, доставке крови во все уголки организма; дыхательная система работает так, чтобы в организм поступало достаточное количество кислорода, азота и вовремя выводился углекислый газ; опорно-двигательная система отвечает за движение, передвижение, удержание равновесия, возможность опоры; эндокринная система обогащает организм биологически-активными веществами (гормонами), необходимыми в регуляции обмена веществ в организме; так можно кратко перечислить все основные системы и аппараты организма.
Кровеносная система, состоящая из сосудов крупного и мелкого калибра (венозного и артериального русла) и сердца выполняет жизненно важную функцию. Сердце как мощный насос, постоянно прогоняет кровь по всему организму по двум основным кругам кровообращения. Одной задачей сердечнососудистой системы является снабжение органов и тканей артериальной кровью, обогащенной кислородом. Другой же задачей можно назвать уносить из периферии венозную кровь, богатую углекислым газом.
Кровь постоянно циркулирует по сосудам под давлением, снабжая клетки организма питательными веществами и избавляя их от продуктов обмена веществ.
Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная система состоит из головного и спинного мозга, защищенных костями черепа и позвоночника. Периферическая система представляет собой крупные и мелкие нервные стволы и нервы, распределенные по всему организму. Нервная система посредством импульсов, подобным электрическим, контролирует деятельность всего организма, в том числе обмен веществ, уровень артериального давления и других жизненно важных процессов. Кроме того, в зависимости от нервной системы находится и эмоционально-волевая сфера.
Пищеварительная система обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, поступающими извне в виде еды. Пища обрабатывается в желудочно-кишечном тракте до консистенции, в которой организм может усвоить питательные вещества. Питательные вещества впитываются через кишечную стенку в кровеносное русло. Кроме того, в кишечники имеются иммунные клетки, поэтому кишечник имеет значение в формировании сильного иммунитета.
Опорно-двигательная система состоит из мышечной ткани, костей и суставов. Мышечная ткань представлена белыми и красными волокнами. Белые волокна обеспечивают выносливость к нагрузкам, а красные волокна при регулярной физической нагрузке создают необходимый объем. Костная система состоит из множества крупных и мелких костей, как трубчатых, так и плоских. Кости осуществляют как опорную, так и функцию защиты для различных органов. Суставы также являются как подвижными, малоподвижными, так и многоосными. Благодаря суставам человек имеет возможность двигаться, перемещать свое тело в пространстве, а также двигать различными частями тела.
Половая система отвечает за важную функцию – воспроизведение себе подобных, а также определяет уровень сексуальной активности индивида.
ндокринная система – самая загадочная и непонятная из всех существующих систем организма. Она представляет собой набор определенных органов, вырабатывающих особые вещества (гормоны), способных влиять на организм в целом.
У человека есть пять основных органов чувств, посредством которых он полноценно воспринимает окружающий мир. Это глаза (зрение), уши (слух), обоняние (нос), вкус (язык) и осязание (кожа).
Мочевыделительная система является основной в плане выведения вредных веществ из жидких сред организма. Благодаря клубочковой системе в почках происходит фильтрация как первичной урины, так и окончательной. В итоге формируется моча, содержащая все отходы и токсины, необходимые для вывода из организма.
Лимфатическая система представляет собой сосудистую систему, выводящую различные инфекции и токсины из организма. Является представителем иммунной системы.
Иммунная система представлена рядом клеток в крови, костном мозге, лимфатическими сосудами. Иммунная система является защитой организма от различных инфекций. При нормальном статусе иммунной системы организм способен самостоятельно справляться с большинством опасных инфекций.
Гурная Татьяна Владимировна
учитель биологии МОАУ «СОШ №11 г. Орска»
Предмет Биология
Класс 8
УМК Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: - 3-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 272 с.: ил.
Уровень обучения базовый
Тема урока: Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 1
Цель урока
Создание условий для формирования научного мировоззрения у учащихся о науках, занимающихся изучением организма человека и значении знаний анатомии и физиологии человека для сохранения здоровья.
Задачи урока
организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению истории развития наук о строении и функциях организма человека;
воспитание в учащихся уверенности в своих силах посредствам повышения интереса к предмету;
формирование умения работать с текстом, самостоятельно добывать информацию, выделять главное;
развивать навыки работы в группах.
Планируемые результаты
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области анатомии и физиологии, о факторах здоровья и риска; работать с дополнительной информацией; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Техническое обеспечение урока
Телевизор Samsung CS 21z45zQQ
Ноутбук ASUS
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Карточки для проведения работы в группах. (Приложение 1)
Дополнительные источники информации. (Приложение 2)
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом.
Содержание урока
Оргмомент.
Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.
Психологический настрой на работу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята, послушайте высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, - отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Как вы понимаете эти строки? О чем говорится в высказывании?
(Слайд № 1)
Ответы обучающихся.
Я предлагаю вам внимательно прослушать информацию об ученых и ответить на вопрос- Что объединяет этих людей?
(Слайд № 2, 3, 4, 5, 6)
Гиппократ. (Др. Греция)
Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,
клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача
Клавдий Гален (рим,анатом - физиолог)
Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.
Абу Наср аль-Фараби
Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о сердце.
Абу Али ибн Сина (Авицена)
Труд «Введение в анатомию и физиологию».
Леонардо да Винчи
Знал строение человеческого тела. Труд «Трактат о живописи» -закономерности пропорций тела человека.
Уильям Гарвей (анг.врач)
Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по сосудам. Открыл законы кровообращения.
Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач
Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой хирургии.
И.М.Сеченов
Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс. Труд «Рефлексы головного мозга».
И.И.Мечников
Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») – «отец геронтологии».
10.
И.П.Павлов
Физиолог Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии
кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов. Учение о ВНД, две СС.
Ответы обучающихся. (Вывод. Все эти люди занимались изучением человеческого организма и внесли огромный вклад в развитие наук о человеке.)
Ребята в 8 классе мы продолжим изучение курса биологии. Человек - часть живой природы. Чтобы сохранить здоровье, каждому человеку необходимы знания о том, как устроен и как работает его организм. Сегодня мы с вами познакомимся с науками, изучающими организм человека.
Учитель озвучивает тему урока.
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Этап ознакомления с новым материалом
Знакомство с учебником. Работа в группах. Класс делится на три группы. Обучающиеся получают карточки с заданием.
1 группа
Используя материал учебника (§1.стр.6-7) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Анатомия – наука о………………………………………………………..Методы исследования применяемые в анатомии
Сущность метода
2 группа
Используя материал учебника (§1.стр.7-8) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Физиология– наука о………………………………………………………..Методы исследования применяемые в физиологии
Сущность метода
3 группа
Используя материал учебника (§1.стр.8-9) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Гигиена – раздел………………………………………………………..Гигиенические методы исследования
Сущность метода
Групповая работа по изучению нового материала.
Обучающиеся распределяют информационные ресурсы между собой, обсуждают информацию, выделяют главное, совместно заполняют таблицу.
Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных обучащихся.
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
Объединение информации в общую таблицу. Заполнение таблицы в рабочей тетради.
(Слайд №7, №8)
Этап первичного осмысления и закрепления связей и отношений в объектах изучения
Работа с терминами
Наука о строении человека и его органов……..
Наука о жизненных функциях организма и его органов…….
Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья…….
Этап. Постановка задания на дом.
Изучить текст из учебника§1. стр.6-10 ; ответить на вопросы 1-4 стр.9 (устно).
Этап подведения итогов урока.
Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Рефлексия «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.